2025-08-05
4 августа 2025 года Китайская ассоциация машиностроительной промышленности (CMIA) опубликовала полугодовой отчет по машиностроительной промышленности: добавленная стоимость выросла на 9%, а переход к высокотехнологичным производствам определил новый курс развития.
Машиностроение является «балластом» реальной экономики и основной опорой для построения сильной промышленной державы. 4 августа 2025 года Китайская федерация машиностроения (далее «КФМ») опубликовала в Пекине данные о работе отрасли за первое полугодие. От устойчивого роста добавленной стоимости предприятий свыше определенного размера на 9% в годовом исчислении до взрывного роста производства высокотехнологичного оборудования, такого как промышленные роботы и новые энергетические автомобили, и до глобального прорыва в виде увеличения положительного сальдо внешней торговли на 23,3% — этот «полугодовой отчет» не только отражает бурное развитие отрасли, но и очерчивает четкую траекторию продвижения машиностроения в направлении высокотехнологичности, интеллектуализации и экологичности, придавая мощный импульс строительству сильной промышленной державы.
(I) Устойчивость роста: «ускорение», опережающее общий рост промышленности
Данные показывают, что в первом полугодии добавленная стоимость предприятий машиностроительной промышленности с объемом производства свыше установленного минимума выросла на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что на 2,6 процентных пункта выше, чем по промышленности в целом (6,4%), и на 2 процентных пункта выше, чем по обрабатывающей промышленности ( В сегментированных областях более 60% из 122 видов отслеживаемых продуктов продемонстрировали рост: производство промышленных роботов взлетело на 35,6%, производство генераторных установок — на 60,5%, производство солнечных батарей — на 18,2%, а интеллектуальное оборудование и оборудование для новых источников энергии стали «двигателями роста».
С точки зрения выручки и прибыли, предприятия, входящие в рейтинг, достигли выручки в размере 15,3 трлн юаней (рост на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и общей прибыли в размере 791,21 млрд юаней (рост на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), при этом темпы роста прибыли превысили показатели по промышленности в целом на 11,2 процентных пункта. Анализ Китайской ассоциации машиностроительной промышленности указывает, что это связано как с ростом добавленной стоимости в результате модернизации промышленности, так и с подтверждением роли машиностроительной промышленности
(2) Прорыв в структуре: доля стратегических новых отраслей превысила 80
Вклад стратегических новых отраслей, таких как новые энергетические транспортные средства и интеллектуальное сетевое оборудование, продолжает расти: в первом полугодии доля выручки в соответствующих областях достигла 82,8%, а доля прибыли — 82,6%, что на 3 процентных пункта выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Например, производство и продажи новых энергетических автомобилей достигли 6,968 млн и 6,937 млн единиц соответственно, что на 41,4% и 40,3% больше, чем в том же периоде прошлого года, а рыночная доля превысила 45%, что способствовало совместной модернизации цепочки поставок, включая силовые установки и интеллектуальные шасси. Технологические прорывы, такие как «ножевая батарея» BYD и натриевая батарея CATL, позволили реализовать «китайский план» по реорганизации глобальной цепочки поставок.
(I) Глобальная экспансия: от «экспорта продукции» к «укоренению промышленности»
В первом полугодии общий объем импорта и экспорта машиностроительной промышленности достиг 597,6 млрд долларов США (рост на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), торговый профицит составил 334,28 млрд долларов США (рост на 23,3%), что составляет 57,1% от общего торгового профицита страны. На рынках стран, расположенных вдоль «Один пояс, один путь», экспорт строительной техники и оборудования для железнодорожного транспорта вырос более чем на 25%: объем зарубежных заказов XCMG вырос на 32% по сравнению с предыдущим годом, в Центральной Азии был построен первый «интеллектуальный центр эксплуатации и технического обслуживания»; база Sany Heavy Industry в Юго-Восточной Азии перешла на локальное производство, а такие продукты, как щитовые машины и насосные установки, используются в инфраструктурных проектах 12 стран, что знаменует переход машиностроительной промышленности Китая от «экспорта продукции» к «технологиям + услугам + укоренению в отрасли».
(2) Интеллектуальная трансформация: цифровые технологии перестраивают производственную экМашиностроение является «балластом» реальной экономики и основной опорой для построения сильной промышленной державы. 4 августа 2025 года Китайская федерация машиностроения (далее «КФМ») опубликовала в Пекине данные о работе отрасли за первое полугодие. От устойчивого роста добавленной стоимости предприятий свыше определенного размера на 9% в годовом исчислении до взрывного роста производства высокотехнологичного оборудования, такого как промышленные роботы и новые энергетические автомобили, и до глобального прорыва в виде увеличения положительного сальдо внешней торговли на 23,3% — этот «полугодовой отчет» не только отражает бурное развитие отрасли, но и очерчивает четкую траекторию продвижения машиностроения в направлении высокотехнологичности, интеллектуализации и экологичности, придавая мощный импульс строительству сильной промышленной державы.
(I) Устойчивость роста: «ускорение», опережающее общий рост промышленности
Данные показывают, что в первом полугодии добавленная стоимость предприятий машиностроительной промышленности с объемом производства свыше установленного минимума выросла на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что на 2,6 процентных пункта выше, чем по промышленности в целом (6,4%), и на 2 процентных пункта выше, чем по обрабатывающей промышленности ( В сегментированных областях более 60% из 122 видов отслеживаемых продуктов продемонстрировали рост: производство промышленных роботов взлетело на 35,6%, производство генераторных установок — на 60,5%, производство солнечных батарей — на 18,2%, а интеллектуальное оборудование и оборудование для новых источников энергии стали «двигателями роста».
С точки зрения выручки и прибыли, предприятия, входящие в рейтинг, достигли выручки в размере 15,3 трлн юаней (рост на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и общей прибыли в размере 791,21 млрд юаней (рост на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), при этом темпы роста прибыли превысили показатели по промышленности в целом на 11,2 процентных пункта. Анализ Китайской ассоциации машиностроительной промышленности указывает, что это связано как с ростом добавленной стоимости в результате модернизации промышленности, так и с подтверждением роли машиностроительной промышленности
(2) Прорыв в структуре: доля стратегических новых отраслей превысила 80
Вклад стратегических новых отраслей, таких как новые энергетические транспортные средства и интеллектуальное сетевое оборудование, продолжает расти: в первом полугодии доля выручки в соответствующих областях достигла 82,8%, а доля прибыли — 82,6%, что на 3 процентных пункта выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Например, производство и продажи новых энергетических автомобилей достигли 6,968 млн и 6,937 млн единиц соответственно, что на 41,4% и 40,3% больше, чем в том же периоде прошлого года, а рыночная доля превысила 45%, что способствовало совместной модернизации цепочки поставок, включая силовые установки и интеллектуальные шасси. Технологические прорывы, такие как «ножевая батарея» BYD и натриевая батарея CATL, позволили реализовать «китайский план» по реорганизации глобальной цепочки поставок.
(I) Глобальная экспансия: от «экспорта продукции» к «укоренению промышленности»
В первом полугодии общий объем импорта и экспорта машиностроительной промышленности достиг 597,6 млрд долларов США (рост на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), торговый профицит составил 334,28 млрд долларов США (рост на 23,3%), что составляет 57,1% от общего торгового профицита страны. На рынках стран, расположенных вдоль «Один пояс, один путь», экспорт строительной техники и оборудования для железнодорожного транспорта вырос более чем на 25%: объем зарубежных заказов XCMG вырос на 32% по сравнению с предыдущим годом, в Центральной Азии был построен первый «интеллектуальный центр эксплуатации и технического обслуживания»; база Sany Heavy Industry в Юго-Восточной Азии перешла на локальное производство, а такие продукты, как щитовые машины и насосные установки, используются в инфраструктурных проектах 12 стран, что знаменует переход машиностроительной промышленности Китая от «экспорта продукции» к «технологиям + услугам + укоренению в отрасли».
Благодаря политической поддержке, «План цифровой трансформации машиностроительной промышленности» ускорил свое внедрение: интенсивность инвестиций в НИОКР ключевых предприятий выросла на 0,3 процентного пункта по сравнению с предыдущим годом, а количество выданных патентов увеличилось на 15%. Интеллектуальный завод Shenyang Machine Tool с помощью технологии «5G+цифровой двойник» добился повышения производительности на 40% и снижения процента брака на 60%; компания Zoomlion реализовала зарубежный проект по строительству беспилотных башенных кранов в Саудовской Аравии, создав интеллектуальную систему управления строительством «облачное управление + автономная работа». По прогнозам Китайской ассоциации машиностроительной промышленности, к 2025 году уровень автоматизации ключевых процессов в машиностроительной промышленности превысит 70%, а цифровая трансформация войдет в «глубокую зону».
III. Усиление политики: «двойное движение» к стабильному росту и укреплению фундамента
(1) Стабильный рост в краткосрочной перспективе: точные меры из арсенала политических инструментов
Во второй половине года «План стабильного роста машиностроительной промышленности» Министерства промышленности и информационных технологий будет сосредоточен на «расширении высококачественного предложения» и «оптимизации рыночной среды»: с одной стороны, за счет субсидий на обновление оборудования и поддержки специальными облигациями будет расширен внутренний рынок высокотехнологичного оборудования; с другой стороны, будут оптимизированы экспортное страхование и услуги по трансграничным расчетам, что стабилизирует зарубежные заказы. По словам вице-президента Китайской ассоциации машиностроителей Ло Цзюньцзе, комплекс мер политики эффективно смягчит давление «дифференциации заказов», и ожидается, что рост машиностроительной промышлен
(2) Укрепление фундамента в долгосрочной перспективе: преодоление технологических барьеров
В таких областях, как высокотехнологичные подшипники, прецизионные редукторы, высоконапорные поршневые насосы и т. д., механизм «объявления списка лучших» способствует технологическим прорывам: разработанные компанией Luoji подшипники для ветряных турбин нашли массовое применение, заменив импортные аналоги более чем на 30%; Компания Huazhong CNC преодолела алгоритм многоосного синхронного управления, сломав монополию иностранных технологий. Эти прорывы не только укрепили основу отрасли, но и позволили китайской машиностроительной промышленности взять на себя инициативу в реструктуризации глобальной производственной цепочки.
Пресс-конференция по данным, состоявшаяся 4 августа 2025 года, была не просто «отчетом о результатах», а «стратегической координатой» машиностроительной промышленности, ориентированной на высокое качество развития. В росте на 9% мы видим устойчивость модернизации традиционных отраслей; в бурном росте рынка новых энергетических автомобилей и промышленных роботов мы видим потенциал новых движущих сил; в глобальной экспансии и технологических прорывах мы чувствуем пульс сильной производственной державы.
Этот «полугодовой отчет» является не только подведением итогов прошлого, но и предзнаменованием будущего: машиностроительная промышленность, опираясь на высокотехнологичную трансформацию, стимулирует совместные преобразования в области модернизации производственной цепочки, безопасности цепочки поставок и прорывов в инновационной цепочке, закладывая прочный фундамент для построения сильной промышленной державы и создавая новую страницу в истории «китайского интеллектуального производства» в глобальной промышленной конкуренции.